Советы новичкам, выбираем концепцию салона красоты
Создание концепции салона красоты – этап, который является определяющим для всех дальнейших процессов. Именно с разработки концепции стоит начитать работу, когда вы приняли решение открыть салон красоты. Концепция – это идея, которая лежит в основе конкретного бизнеса, которая отвечает на вопрос «Для кого мы работаем» и «Какие потребности наших клиентов мы удовлетворяем».
Зачем нужна концепция салону красоты?
Можно ли работать без концепции? Да, если вы не стремитесь получить стабильно работающее прибыльное предприятие и готовы постоянно метаться в поисках методов привлечения клиентов и жаловаться, что все они плохо работают.
Без концепции вы будете решать сотни тактических вопросов, не понимая, движетесь ли вы при этом в нужном направлении. Ведь именно концепция лежит в основе стратегии, а, не зная направления развития и своих целей, любые тактические решения будут хаотичными и неэффективными. Не видя целого, работать над деталями сложно, долго и нерезультативно.
Нет, если вы хотите построить успешный прибыльный салонный бизнес.
На вопрос «Кто вы?» не могут ответить владельцы и руководители многих салонов красоты. Для некоторых кажется достаточным определение ценового сегмента своих услуг, другие говорят о высоком качестве и сервисе, третьи вообще заявляют, что концепции и позиционирование – это дела для крупных компаний, а не для небольших салонов красоты.
На самом деле, наличие концепции не зависит от размеров предприятия. Свое место на рынке есть у каждого салона красоты. Поэтому если вы не будете работать над тем, чтобы определить свое место на рынке beauty-услуг, ваши клиенты сделают это за вас. Но оно может не понравиться, в первую очередь, вам.
Без знания своих стратегических целей и путей их достижения невозможно стабильное развитие салонного, да и любого, бизнеса. Без концепции предприятие сталкивается с простоями в работе, перебоями с клиентами, низкой лояльностью клиентов, текучкой кадров и т.п. В такой ситуации прогнозировать линии развития салона красоты практически невозможно.
От идей к бизнес-концепциям
А что, если сделать мужской салон красоты класса люкс? А что, если совместить салон красоты и бар? А может сделать салон красоты, в котором будут предлагаться только экспресс-услуги, позволяющие быстро привести себя в порядок? Каждая идея, которую вы хотите воплотить в жизнь, должна пройти путь и стать в результате прибыльной бизнес-моделью.
Но как это сделать?Алгоритм трансформации идей для салона красоты в прибыльные бизнес-модели выглядит так:
- Видение рынка – Какая существует неудовлетворенная потребность?
- Миссия – Для чего существует наш салон красоты, зачем он нужен клиентам?
- Ценности – Какие ценности лежат в основе отношений сотрудников салона красоты между собой и с клиентами?
- Позиционирование – Для кого наш салон красоты, кто наши клиенты?
- Технология деятельности – Благодаря каким сотрудникам, оборудованию, косметике, методикам и т.п. можно удовлетворить потребность наших клиентов?
- Продвижение – Как мы будем привлекать наших клиентов?
Идея, трансформированная в бизнес-концепцию – это своеобразный трафарет, который должен в дальнейшем накладываться на каждое управленческое решение.
Каждая деталь в работе салона красоты должна соответствовать общей концепции. Например, решение сделать детскую комнату, где можно оставить детей под присмотром, пока мама ухаживает за собой – хороший вариант для салона в престижном спальном районе, но будет совершенно неоправданным для другого салона, основная аудитория которого – работники офисов в соседнем бизнес центре.
Так, например, дорогой ремонт и дорогая вывеска только навредят салону красоты эконом класса, поскольку это отпугнет нужную аудиторию. Для салона класса люкс недопустимо иметь дешевый интернет сайт, который заказали по хорошей скидке у знакомого. Приводить подобные примеры можно долго.
Доказано, что улыбку «слышно» на другом конце провода, поэтому разговор по телефону, также как и личная беседа, должны сопровождаться дружелюбной улыбкой. Искренняя доброжелательность чувствуется, клиент всегда более расположен отвечать согласием на предложения человека, общение с которым ему приятно.
Все, начиная от входной группы и вывески, заканчивая брендами, используемой косметики, должно быть подчинено общей идее.
Отталкиваясь от хорошо продуманной концепции, руководителю намного проще определить, какие решения стоит применять в салоне красоты: каким должен быть сайт, каким должен быть дизайн интерьера салона, какой квалификацией должны обладать мастера, какой нужен дресс-код, а стоит ли предлагать скидки, а какие проводить акции и т.п.
Как создать удачную концепцию для салона красоты?
Ставьте клиентов, а не конкурентов на первое место. Изучение конкурентов необходимо на этапе анализа рынка, однако отталкиваться в создании концепции от конкурентов неправильно, так вы поставите себя в зависимость от них.
Конкурентная среда изменчива, например, сегодня вы – единственный салон класса люкс в радиусе 5 километров, а завтра на расстоянии двух домов откроется конкурент в вашем ценовом сегменте. Ответы на вопросы нужно искать у клиентов, именно от их потребностей нужно отталкиваться. Изучайте их, следите за ними и меньше времени тратьте на конкурентов, помните, ключ к успеху – в руках у вашего клиента.
Не копируйте слепо чужую концепцию. Количество однотипных салонов красоты поражает. Владельцы попросту заимствуют перечень услуг у успешных салонов своего ценового сегмента, заказывают среднестатистическое для определённого класса оборудование, и этого кажется достаточно для полноценной работы.
Однако когда доходит дело до управленческих решений, то оказывается, что почва под ногами отсутствует. В результате торговые предложения «бьют» мимо потребностей клиента и возникают серьезные трудности в формировании устойчивой клиентской базы.
Это большой соблазн для новичков в любой сфере бизнеса – скопировать чужие удачные идеи. Но подобные решения очень редко являются эффективными. Вано понимать, что копирование чужих бизнес-моделей может сыграть против вас, ведь вы сознательно зайдете на территорию чужого успеха, где уже есть свои востребованные игроки.
Не занимайтесь переманиванием сотрудников салона-конкурента. Новый игрок на рынке может заинтересовать в основном только деньгами. В результате вы можете раздуть собственный фонд заработной платы и получить сотрудников, которые смогут также уйти от вас в любой момент к работодателю с более выгодным предложением.
Что стоит обязательно сделать на данном этапе
Определить статусность – класс будущего салона красоты. Класс салона красоты определяется площадью помещения, перечнем услуг, уровнем цен, оборотом и т.п.
Различают четыре класса – эконом, бизнес, престиж и элит. Стоит понимать, что для разных классов будет существенно отличаться объем необходимых инвестиций, потребительский спрос, прибыльность и, соответственно, должны отличаться и концепции.
Определить специализацию салона красоты – «фирменные» услуги. Решите, какие услуги будут вашим конкурентным преимуществом. Когда салон пытается быть для всех и делать все, это редко заканчивается успехом. Нужно выбрать направления, которые станут своеобразным акцентом вашего бизнеса.
Помните, что это решение принимается не на один раз, оно формирует важную часть бизнес-концепции, и с его учетом вы будете принимать управленческие решения в дальнейшем. Косметологические услуги по телу, услуги парикмахерского зала, методики удаления волос с тела и лица, процедуры, направленные на омоложение – выберите вашу специализацию, но помните, качество остальных услуг в салоне тоже должно оставаться высоким.
Определить целевую аудиторию – ответить на вопрос: «Кто наш клиент?» Любой бизнес ориентирован на определенного покупателя, успех вашего салона во многом определяется тем, насколько хорошо вы знаете своего клиента.
Изучите вашего клиента очень тщательно: возраст, род занятий, семейный статус, стиль жизни, предпочтения к отдыху и т.п. Создать персонализированную услугу, которая поможет решить актуальную потребность клиента именно так, как он этого хочет, можно только точно зная, для кого ты работаешь.
Обязательно учитывайте фактор локации. Игнорирование местоположения может сделать вашу идею совершенно неприменимой к реальной среде или просто невыгодной. С одной стороны, кажется, что сейчас сдается много разных помещений, и найти нужное под свою концепцию не составит особого труда.
Однако когда доходит до дела, часто приходится соглашаться на компромиссные варианты. В таком случае концепция должна быть скорректирована. С другой стороны нередко идея открыть салон красоты приходит именно с появлением подходящего помещения на выгодных условиях, поэтому концепция подгоняется уже под существующий объект.
Без учета локации невозможно построить правильную бизнес-концепцию. Например, если собственник хочет открыть салон красоты класса люкс, а помещение нашли возле рынка, где постоянно много мусора, да и контингент самый разный, то стоит много раз подумать, прежде чем использовать это помещение или работать в рамках первоначальной концепции.
Неблаговидные соседи помешают созданию атмосферы дороговизны и элитности, а затраты на облагораживание участка и поддержания его в нужном состоянии могут оказаться слишком высокими, из-за чего период окупаемости существенно увеличится.
В своей работе постоянно возвращайтесь к вопросу, «Кто мы? Для кого мы работаем? Чем мы отличаемся от остальных?» Именно ответы на них являются путеводной звездой любого бизнеса.